Пароль (Забыли?)
21 февраля 2014

О реализации программы развития
информационной инфраструктуры вуза

директор Центра информатизации Ильин В.А.

Информационная инфраструктура - это совокупность аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, сервисов, средств связи и телекоммуникаций для решения задач функционирования вуза. Информационная инфраструктура нашего вуза может быть условно разделена на следующие компоненты:

  • техническое обеспечение- локальная вычислительная сеть (ЛВС), сервера ирабочие станции (компьютеры). ЛВС является связующей средой между серверами и клиентскими компьютерами, информационными ресурсами (сервисами) и пользователями.
  • программное обеспечение (ПО) - системное и прикладное, в использовании которого необходима четкая организация и контроль правомочности его использования в соответствии с действующим законодательством;
  • методологическое (математическое) обеспечение - методы и модели, методики и алгоритмы расчетов, правила и законы планирования, учета и организации бизнес-процессов, которые, чаще всего, настраиваются или уже заложены в используемом программном обеспечении;
  • информационное обеспечение- в его состав входят все базы данных и знаний, электронные образовательные ресурсы и сервисы, используемые в различных видах деятельности университета;
  • организационно-правовое обеспечение- правила и порядок доступа к информационным ресурсам (сервисам), обеспечение информационной безопасности (в т.ч. по защите персональных данных), координация развития и функционирования информационной инфраструктуры в рамках программы информатизации вуза.

Чтобы развивать существующие и внедрять новые ИТ сервисы сначала должна быть построена технологическая платформа (базовая инфраструктура):
- общая (производительная, отказоустойчивая, сегментированная) ЛВС;
- стандарты и регламенты пользования ею;
- отказоустойчивые сервера, обеспечивающие доступ в ЛВС и Интернет (т.н. Интернет-шлюзы), а также к вузовским информационным ресурсам с поддержкой технологии виртуализации в последних.
И только потом «поверх нее» можно развивать и внедрять средства для решения задач функционирования университета.
Существующая ЛВС не обеспечивает требований по производительности, отказоустойчивости, масштабируемости и управлению. Поэтому в этом месяце завершаются работы по ее модернизации, которые позволят:

  • увеличить пропускную способность магистральных линий (между корпусами) в 10 раз;
  • повысить отказоустойчивость («двойная иерархическая звезда» с организацией запасных (обходных) маршрутов в случае выхода из строя центральных коммутационных узлов);
  • увеличить число подключенных к ЛВС автоматизированных рабочих мест на 1600;
  • обеспечить дальнейшую масштабируемость (подключение в будущем по этим же каналам связи:
    • IP-телефонии для снижения затрат на телефонную связь;
    • видеоконференц-систем, без которых невозможно представить полноценное использование ДОТ;
    • видеонаблюдения для обеспечения охраны и правопорядка;
    • беспроводной сети WiFi с бесшовным роумингом и 100%-покрытием территории зданий университета для организации доступа студентов в ЛВС и Интернет со своих личных устройств;
    • подключение обособленных подразделений (Зауральский филиал, Институт ДПО) к ЛВС университета;
  • организовать централизованное управление и мониторинг.

Для обеспечения доступности информационных ресурсов также необходима стабильная работа Интернет-шлюза. Сейчас ведется тестирование и отладка решения по организации 2-х «зеркальных» шлюзов по протоколу CARP. В случае отказа одного из них, второй продолжит обслуживание клиентов.

Серверная виртуализация информационных ресурсов позволяет снизить затраты на оборудование, т.к. дает возможность запускать одну или несколько операционных систем, называемых гостевыми, внутри другой, называемой хост-системой, на одном физическом сервере. Виртуализация позволяет:

  • обеспечить безопасность ресурсов и полноценную защиту данных для всех виртуальных машин с помощью встроенных механизмов резервирования;
  • обеспечить непрерывность работы информационных ресурсов за счет миграции работающих виртуальных машин по физическим серверам без остановки работы;
  • автоматизировать управление серверной инфраструктурой.


Сейчас у нас только один сервер, поддерживающий виртуализацию более 2 гостевых систем и на котором работают более половины информационных ресурсов (сервисов); нужен еще один.
Особенность любого вуза – разнообразие ПО, необходимого для работы студентов разных групп, различных направлений подготовки. «Положение об использовании программного обеспечения» (рассмотрено и принято Ученым советом Башкирского ГАУ 30.04.2010, протокол №8) регламентирует процедуры приобретения, учета, хранения такого ПО, его использования и удаления с электронно-вычислительных машин, определяет порядок контроля и ответственность сотрудников Университета в случаях установки и работы с нелицензионным (нелегальным) ПО. Однако ситуация усложняется тем, что один и тот же компьютерный класс может использоваться студентами различных факультетов, т.е. необходимо большое количество разнородного) ПО и всевозможных приложений. Поэтому велики трудозатраты на подготовку рабочих мест, восстановление работоспособности операционных систем и клиентских приложений, снизить которые возможно за счет:

  • удаленного централизованного развертывания приложений и обновлений по сети;
  • виртуализации рабочих столов и приложений.

Главная проблема, которая встает по мере развития информационной инфраструктуры вуза – дезинтегрированность большинства информационных ресурсов и сервисов, так как они создавались и развивались каждая по своему, обособленно. Формирование корпоративной информационной среды обеспечивает интеграцию информационных ресурсов и позволяет автоматизировать бизнес-процессы в соответствии с действующей организационной структурой и принятыми в вузе бизнес-правилами.
В существующую инфраструктуру уже заложены механизмы интеграции:

  • Active Directory (служба каталогов) – как единая система аутентификации и авторизации;
  • официальный сайт (Интернет-портал) – как точка входа ко всем университетским информационным ресурсам.

Грамотный подбор и организация работы компонентов IT инфраструктуры дают реальную возможность повысить эффективность и бесперебойность протекания всех бизнес процессов в вузе. IT инфраструктура, это не просто очередная статья расходов, это капитальное вложение в успешное развитие вуза!


Copyright © 2011-2020
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ